Вынесение решения по камеральной налоговой проверки

Юридическая информация на тему: "Вынесение решения по камеральной налоговой проверки" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

Вынесение решения по камеральной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 “О проведении выездной и камеральной налоговых проверок одновременно”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу проведения в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки и сообщает следующее.

Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Пункт 1 статьи 89 Кодекса предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Камеральная налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Кодекса, является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, поскольку выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

[2]

В соответствии с пунктом 7 статьи 101, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 101 в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, а также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Исходя из норм Кодекса, решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, проводившим налоговую проверку, которое не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном статьей 139.1 Кодекса.

Действительный государственный
советник РФ 3-го класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

НК РФ не запрещает проводить одновременно выездную и камеральную проверки по одним налогам за один и тот же период. Однако проводить 2 и более выездные проверки в указанной ситуации не допускается.

Выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика по решению руководителя (его заместителя) инспекции. Камеральная — на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных проверяемым, а также других документов о его деятельности, которые имеются у налогового органа. Ее цель — своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности.

Таким образом, камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.

Кроме того, если в рамках выездной проверки не выявлены неправомерные действия налогоплательщика, они могут быть установлены и доказаны в ходе камеральной проверки.

По результатам проверки руководитель (его заместитель) инспекции выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении). При этом данный документ не предусматривает подтверждение правильности исчисления налогов.

Если по итогам проведенных в одно время по одному налогу за один и тот же налоговый период камеральной и выездной проверок вынесены решения, налогоплательщик обязан исполнить оба, когда они вступят в силу. Если он не согласен с ними, то может обжаловать их, подав жалобу в вышестоящий налоговый орган в установленном НК РФ порядке.

Вынесение решения по камеральной налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 14 августа 2012 г. № ЕД-4-3/[email protected] “О вынесении решений по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС»

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу вынесения решений по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлен налог к возмещению, и сообщает следующее.

Как следует из письма, ООО представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года на возмещение налога из бюджета. По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт, который вручен налогоплательщику. Налогоплательщик представил возражения на указанный акт и одновременно уточненную налоговую декларацию за этот же налоговый период, в которой исчислил НДС к уплате в бюджет.

Положениями статей 101, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не предусмотрено специального порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога.

Учитывая изложенное, результаты камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, оформляются в общем порядке с учетом требований статей 101 и 176 Кодекса.

Читайте так же:  Отражение в учете налога на имущество

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, в пункте 7 статьи 101 Кодекса установлен исчерпывающий перечень действий налогового органа, из чего следует, что вручение письма налогоплательщику об окончании контрольных мероприятий без вынесения соответствующего решения по результатам камеральной налоговой проверки, будет являться процессуальным нарушением.

При этом, по мнению Федеральной налоговой службы, при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта проверки либо за рамками сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88 Кодекса, основания для прекращения налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса отсутствуют, и налоговый орган обязан вынести предусмотренные Кодексом решения.

В то же время, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном названной статьей. В том случае, если выявленные ошибки не привели к занижению сумм налога, подлежащих уплате, то налогоплательщик должен также представить уточненную налоговую декларацию.

Исходя из смысла абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Кодекса, запрещающего налоговому органу отказывать в принятии налоговой декларации, а также норм, установленных статьями 81, 87, 88 и 176 Кодекса следует, что если налоговый орган на момент принятия решений, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса, располагает сведениями об изменении налогоплательщиком суммы налога, подлежащей возмещению посредством подачи уточненной налоговой декларации, данный факт должен учитываться при вынесении решений.

Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Обзор документа

Разъяснено, что результаты камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, оформляются в общем порядке.

Таким образом, акт проверки и другие материалы по ней (в т. ч. возражения налогоплательщика) рассматриваются в течение 10 дней с момента, когда истек срок представления возражений (на это дается 15 дней). При необходимости указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. По результатам рассмотрения налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

Разъяснено, что вручение организации письма об окончании контрольных мероприятий без соответствующего решения является процессуальным нарушением.

По мнению ФНС России, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после составления актов проверки или по истечении 3-х месяцев с начала проверки, оснований для прекращения проверки первичной налоговой декларации нет.

В то же время, если налогоплательщик обнаружил ошибки в поданной декларации (как приводящие, так и не приводящие к занижению суммы налога), он должен представить уточненную декларацию. Разъяснено, что это должно учитываться при вынесении решения по проверке.

Принятие решения по результатам проведения камеральной налоговой проверки

камеральный налоговый проверка

Если письменные возражения по акту не представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:

  • · о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • · об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.

Ссылки выше на отдельные нормы статьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).

О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает налогоплательщика заблаговременно вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если нужно получить дополнительные доказательства, то налоговый орган на стадии рассмотрения материалов проверки может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Максимальный срок проведения этих мероприятий — один месяц. В решении об их проведении налоговый орган обязательно должен указать обстоятельства, в соответствии с которыми проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, конкретный срок и форму их проведения.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалует это решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, что лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностью или в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право подать апелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов [10]. Таковыми признаются обеспечение возможности проверяемого лица: участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Остальные нарушения в процедуре рассмотрения материалов могут быть основанием для отмены решения только в том случае, если они привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения.

После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Этими мерами могут быть:

  • · запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • · приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

В решении указывается срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

Лицу, в отношении которого вынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копия решения:

  • · о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • · об отказе в привлечении к такой ответственности;
  • · о принятии обеспечительных мер;
  • · об отмене обеспечительных мер.

Копия решения передается под расписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате получения документа.

Читайте так же:  Приказ мвд о пенсионном обеспечении

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции [11]. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. В соответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа с организаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) и индивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решению налогового органа.

[3]

Продолжительность камеральной налоговой проверки составляет

Сроки проведения камеральной проверки

Инспекторы начинают камеральную проверку в тот день, как получили от вас отчетность. При этом длительность ревизии составляет 3 месяца, а по декларации НДС всего 2 (п. 4 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК). Правда, инспекторы могут продлить ее еще на месяц, если заподозрят нарушения. К примеру, в случаях, если расходятся данные в счетах-фактурах покупателя и продавца, либо со сведениями самой ИФНС.

Предупреждать о продлении проверки НДС инспекторы не будут (см. также расчет НДС и онлайн-калькулятор). Об этом сообщил Минфин в письме от 02.10.2018 № 03-02-07/1/70615. Однако, у специалистов Федеральной налоговой службы иное мнение. Они утверждают, что налоговики будут высылать решение о продлении ревизии. Но сам порядок пока не утвержден. Чтобы узнать о продлении даты завершения камеральной проверки, отправляйте налоговикам запрос.

Образец запроса

Общество с ограниченной ответственностью «Интерфарт»

ИНН 7728853230, КПП 772801001, ОГРН 1137746765342

117342, Москва, ул. Введенского, 16, стр. 8

Руководителю ИФНС России № 7 по г. Москве

Исх. № 284 от 26 декабря 2018 года

ООО «Интерфарт в порядке подпункта 9 пункта 1 статьи 21 НК просит предоставить копию решения о продлении камеральной проверки декларации за III квартал 2018 года. В случаях, если проверку не продлевали, просим сообщить нам об этом.

Генеральный директор И.И. Кравц И.И. Кравц

Иногда компании, не без оснований заподозрив, что проверка затянулась, пытаются пожаловаться на действия налоговиков. Это, впрочем, не так легко сделать, отмечают эксперты.

Мнение эксперта
Наталья Маликова, юрист юридической фирмы VEGAS LEX
Основные методы, которыми пользуются юрлица:
1. Непредставление документов, по требованиям налоговиков направленным за пределами сроков, установленных для камеральной проверки.
2. Признание в суде недопустимыми доказательств, полученных с нарушением вышеуказанного срока.
3. Оспаривание сроков для принятия мер по взысканию налогов (пени и штрафов) в принудительном порядке, определяя их исходя из того, как если бы они исчислялись при условии соблюдения инспекцией периода налоговой проверки.

Процедура камеральной проверки

Принято считать, что процедура камеральной проверки значительно проще выездной. Это так, ведь ревизию проводят на территории инспекции, без выемки документов. Основной ориентир – на сверку отчетности контрольным соотношениям и ранее поданных вами и вашими контрагентами деклараций (п. 3 ст. 88 НК, письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

ВИДЕО: Отличия выездных и камеральных проверок

О том, чем отличаются камеральные и выездные проверки, рассказывает Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

В тоже время, некоторые отчеты инспекторы изучают углубленно. Поэтому они вправе запрашивать пояснения и дополнительные документы, а в ряде случаев проводить осмотр. К примеру, по декларациям НДС, когда возмещаете налог из бюджета (п. 8, 8.1 ст. 88, п. 1 ст. 92 НК).

Инспекторы могут запросить любые документы по льготам, сделкам, либо контрагентам (читайте про 10 сервисов для бесплатной проверки контрагента). Это могут быть договора, накладные, счета-фактуры, журналы учета, книги покупок и продаж и др. Ответить на их запрос нужно обязательно, причем в установленные сроки (ст. 93, 93.1 НК). В противном случае, налоговики оштрафуют компанию по статье 126 НК.

Отменить штрафы удается лишь в случаях, когда инспекторы запрашивают документы повторно. К примеру, те бумаги, которые вы уже ранее представляли в инспекцию. Но чтобы не конфликтовать с налоговиками, предупредите их, что они не вправе дважды просить одни и те же бумаги. Вместо документов, отправьте им уведомление.

Общество с ограниченной ответственностью «Интерфарт» ИНН 7728853230, КПП 772801001, ОГРН 1137746765342 117342, Москва, ул. Введенского, 16, стр. 8

Руководителю ИФНС России № 7 по г. Москве

Исх. № 285 от 10 декабря 2018 года

о повторном истребовании документов

5 декабря ООО «Интерфарт» получило от ИФНС № 7 по Москве требование о представлении документов в рамках камеральной проверки декларации по НДС за III квартал 2018 года, в связи, с чем сообщаем:

ИФНС № 7 просит представить документы по сделкам, которые ООО «Интерфарт» заключило с ООО «Юзион» во II квартале 2018 года. Взаимоотношения с указанным контрагентом длительные, поэтому контракт был подписан единожды – 20.07.2018.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ООО «Интерфарт» уже представляло в инспекцию копию договора по этой сделке, а также разрешительные документы на строительные работы. Поэтому повторное истребование этих документов, считаем незаконным. Это подтверждают описи от 30.07.2018 Исх. № 151, 152.

Согласно пункту 5 статьи 93 НК ООО «Интерфарт» не обязано повторно не направлять ранее поданные документы. Штраф по статье 126 НК в этом случае, будет незаконным.

Генеральный директор И.И. Кварц И.И. Кварц

Итоги камеральной проверки

Итак, проверка завершена. Что же дальше ждет компанию? Если нарушения не выявлены – то ничего: главбух и финдиректор могут более-менее расслабиться – до следующей проверки.

Если в ходе ревизии инспекторы обнаружили нарушение, составят акт камеральной проверки. Его оформляют в двух экземплярах по строго утвержденной форме — для компании и ИФНС. Ознакомьтесь с ним в приложении 23 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Акт содержит в себе реквизиты проверяемой компании, вид отчетности и само нарушение. Формально инспекторы не вправе ссылаться на ошибки, а должны их раскрывать и давать ссылки на документы, из которых следует, что компания-нарушитель.

Составляют акт в течение 10 рабочих дней, как завершилась проверка (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК). Но даже если инспекторы не уложатся в срок, доначисления не отменить из-за процедуры (п. 14 ст. 101 НК). Минфин считает, что нарушение процедурных сроков несущественными ошибками инспекций (письмо от 23.05.2013 № АС-4-2/9355). Также считают судьи (постановление Арбитражного суда от Западно-Сибирского округа от 05.05.2016 № Ф04-1650/2016).

Тем не менее, как получили акт, направляйте возражения. Для этого у вас есть месяц, как получили документ. Оформить возражение можете произвольно или по рекомендованной форме ФНС (см. образец, который можно скачать в начале статьи).

Выслать в инспекцию возражения можете любым способом, но безопаснее сдать нарочно. Инспекторы назначат дату, когда будут рассматривать материалы камеральной проверки. Вы вправе ознакомится с ними, причем не в этот же день, а заранее. Разрешено снимать копии с документов, и даже фото. Вам это пригодится, чтобы сформулировать аргументы в возражениях.

Читайте так же:  Размер пенсии в 70 лет

Безопаснее на рассмотрение отправить директора вместе с главбухом и юристом. Возражать вы вправе также устно, любые доводы инспекторы обязаны принять и отразить в решении. Если ваши аргументы окажутся неубедительными, то инспекторы вынесут решение по камеральной проверке.

Обжаловать решение вы сможете в суде. Но прежде, отправляйте жалобу в УФНС по правилам статьей 138-140 НК.

ВИДЕО: Как оспорить акт проверки

О том, как получить и оспорить акт проверки, смотрите на видео. Советует Егор Батанов, партнер юридической фирмы «Савельев, Батанов и партнеры»

Свежие материалы

ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ КОМПАНИИ БУРМИСТР.РУ CRM система КВАРТИРА.БУРМИСТР.РУ СЕРВИС ЗАПРОСА ВЫПИСОК ИЗ РОСРЕЕСТРА И ПРОВЕДЕНИЯ…

Камеральный контроль – это контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной…

Акт камеральной налоговой проверкиСпасибо за внимание и всем удачи!По завершении проверки должностные лица налогового органа…

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий 39 149.84 млрд ₽ — АО ВТБ КАПИТАЛ 4 892.93 млрд…

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

2.6. Рассмотрение результатов и вынесение решения. по результатам камеральной налоговой проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. О порядке рассмотрения результатов камеральной проверки и вынесения решения по результатам такого рассмотрения мы и поговорим в данном разделе.

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 18 февраля 2008 г. N ФО9-425/08-С2 по делу N А76-8799/07; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 октября 2007 г. N ФО8-6530/2007-2538А по делу N АЗ2-27704/2006-19/579).

Лицо, проводящее указанную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 октября 2008 г. N ФО8-5909/2008 по делу N АЗ2-20900/2007-51/441; Постановление ФАС Поволжского округа от 19 февраля 2008 г. по делу N А55-7812/07).

Форма акта камеральной налоговой проверки содержится в Приложении N 5 к Приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки».

Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

На основании Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ с 1 января 2009 г., в соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ, акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней от даты этого акта.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Статья 100.1 НК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (форму решения о продлении данного срока смотрите в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 7 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).

Пункт 2 ст. 101 НК РФ гласит, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Обратите внимание, что это обязанность налогового органа, а не его право. В случае неизвещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов дела по результатам налоговой проверки в установленном порядке решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности может быть признано судом недействительным.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В данном случае это именно право налогоплательщика, он может и не участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Поэтому неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Читайте так же:  Выход на пенсию оформление документов

Согласно п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

— объявить, кто рассматривает дело, и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

— установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

— в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

— разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

— вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения (форма такого решения заложена в Приложении N 5 к Приказу ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 20 мая 2009 г. N КА-АЧ1/4199-09 по делу N АЧ1-19857/08).

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы в ходе проведения камеральной проверки, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Отмечаем, что с 1 января 2009 г. не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. А в ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В п. 5 ст. 101 НК РФ указано, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

[1]

— устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

— устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

— устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Отмечаем, что в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая и материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (смотрите Письмо Минфина России от 25 июля 2007 г. N 03-02-07/1-346).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (форму решения смотрите в Приложении N 12 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»);

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (такую форму смотрите в Приложении N 13 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится и обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (смотрите, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2009 г. по делу N А56-45331/2008).

Представляется, что понятие «объяснения налогоплательщика» следует толковать расширительно, то есть понимать под ними кроме объяснений на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки также и письменные возражения по акту проверки в целом или по его отдельным положениям.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться и иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Оформление акта камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 87 НК РФ).

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. Согласно статье 88 НК РФ если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок [5].

Если в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести доплату по налогам, то налоговый орган выносит об этом решение и направляет налогоплательщику соответствующее требование об уплате суммы налога и пени. НК РФ не регламентирован срок вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, поэтому логично будет предположить, что такое решение должно быть вынесено в пределах трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штрафной санкцией за налоговое правонарушение и уплачивается она независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

«Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» (пункт 1 статьи 75 НК РФ).

Читайте так же:  Льготный трудовой стаж для выхода на пенсию

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме [4].

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Требование направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки.

Требование направляется налогоплательщику по месту его учета, вручается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма [8].

В случае если в результате камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 101 НК РФ.

НК РФ не предусмотрено составление акта камеральной налоговой проверки. «Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов» утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам 28 января 1999 года установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок.

Вследствие отсутствия акта камеральной проверки у налогоплательщика отсутствует возможность представить возражения. Более того, налогоплательщик узнает о правонарушении и о наложении налоговых санкций только после вынесения решения налоговым органом.

Налогоплательщику направляется письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, и решение, принятое по результатам камеральной проверки.

Однако сложившаяся судебная практика свидетельствует об обратном. Арбитражные суды считают, что результаты камеральной налоговой проверки должны быть отражены также как при проведении выездной налоговой проверки, то есть путем составления акта налоговой проверки. В противном случае нарушаются права налогоплательщиков.

Таким образом, в последнее время результаты камеральных налоговых проверок налоговые органы стали оформлять путем составления соответствующих актов. Механизм привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные в ходе выездных проверок, стал применяться по аналогии к камеральным налоговым проверкам.

Открытым остается вопрос, в какой срок налоговый орган должен составлять акт налоговой проверки. Статьей 100 НК РФ предусмотрено составление акта в течение двух месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке. При проведении камеральной проверки подобная справка не составляется. Справка о проведенной выездной проверке составляется по окончании такой проверки.

В связи с этим, представляется, что такой акт должен быть составлен не позднее двух месяцев с момента окончания камеральной налоговой проверки [9].

Акт налоговой проверки подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом, датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

По истечении двухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику для представления возражений, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно.

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей [1].

В случае неявки налогоплательщика, несмотря на извещение, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

В соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель может вынести одно из следующих решений:

  • — о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • — о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть отражено:

  • — обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
  • — документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
  • — доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
  • — решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;
  • — применяемые меры ответственности.

Источники


  1. Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Вынесение решения по камеральной налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here