Письмо фнс о налоговых проверках

Юридическая информация на тему: "Письмо фнс о налоговых проверках" с подробными разъяснениями. Мы собрали и систематизировали информацию по теме и предоставили ее в удобном для чтения виде.

ФНС России подготовила рекомендации по проведению выездных налоговых проверок

В письме ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected] описаны рекомендации по проведению выездных налоговых проверок для территориальных налоговых органов. Документ призван обеспечить единообразие соответствующих процедур.

Так, служба подчеркивает, что целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В связи с этим выявления в ходе проверки нарушений в иных сферах, отражаются в акте проверки только в случае, если ими обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений.

Кроме того, в письме освещен порядок вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки, порядок и ограничения при ее проведении, особенности привлечения к проверке сотрудников органов внутренних дел.

В частности, решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику, а в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков – ответственному участнику этой группы. Отмечается, что внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.

При этом факт ознакомления налогоплательщика с решением отражается на его экземпляре путем заполнения налогоплательщиком (его представителем) отметки «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

Предъявление решения вместе со служебными удостоверениями является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Помимо этого, служба подчеркивает, что предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах, не допускается.

Также отмечается, что налогоплательщики имеют право получать копию акта налоговой проверки. Однако вручение лицу, в отношении которого проводилась проверка, выписок из акта, промежуточных и рабочих материалов проверки, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено и не допускается.

ФНС даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в связи с осуществлением мероприятий налогового контроля

В письме ФНС России содержатся разъяснения по следующим вопросам:

  • подведомственность проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку в отношении налогоплательщика, перешедшего на учет в налоговый орган другого субъекта РФ в связи с изменением адреса;
  • порядок представления справки о проведенной налоговой проверки;
  • порядок направления материалов налоговой проверки в следственные органы в случае частичной уплаты сумм недоимки, указанной в требовании;
  • проведение осмотра территорий, предметов, экспертиз в рамках камеральной налоговой проверки;
  • истребование документов у налогового агента, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов;
  • проведение выездной налоговой проверки в отношении организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения.

Письмо ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 «О налоговых проверках»

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов направляет ответы на вопросы, возникающие при осуществлении мероприятий налогового контроля:

1. Вопрос: После проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик изменил адрес регистрации и перешел на учет в налоговый орган другого субъекта. Какой вышестоящий налоговый орган может провести повторную выездную налоговую проверку (Управление ФНС России по субъекту РФ по месту прежнего учета либо Управление ФНС России по субъекту РФ по месту учета)?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) вышестоящему налоговому органу предоставлено право проводить повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Кодексом не предусмотрены ограничения по проведению вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Следовательно, поскольку проверка проводится в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, то вышестоящим налоговым органом по отношению к нему будет являться Управление ФНС России по субъекту РФ по прежнему месту учета налогоплательщика.

Данная позиция подтверждена письмом Минфина России от 29 марта 2012 г. N 03-02-08/32.

2. Вопрос: В случае отсутствия у налогоплательщика учета перечисленного НДФЛ в разрезе каждого физического лица, каким образом должен производиться расчет пени (в целом по организации или отдельно по каждому физическому лицу) и имеет ли налоговый орган право привлечь налогового агента к ответственности в случае отсутствия такого учета?

Ответ: Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета по каждому налогоплательщику.

В случае, если налоговым органом в ходе проведения проверок налоговых агентов выявляются факты отсутствия учета объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц в разрезе каждого физического лица, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 120 Кодекса за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Для исполнения обеспечения указанной обязанности либо исполнения указанной обязанности в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки статьей 75 Кодекса предусмотрен способ обеспечения в виде начисления сумм пени.

Согласно пункту 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. На основании пункта 7 статьи 75 Кодекса правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются на налоговых агентов.

Таким образом, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу.

3. Вопрос: В какой срок справка о проведенной проверке будет считаться полученной, в случае направления указанной справки заказным письмом; исчисляются ли с указанного срока дальнейшие действия налогового органа при оформлении результатов проверки?

Ответ: Составленную справку проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично (абз. 1 п. 15 ст. 89 Кодекса). Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой.

Справка вручается в тот же день, когда составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абз. 1 п. 15 ст. 89 Кодекса).

Читайте так же:  Можно ли получать пенсию умершего супруга

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она должна быть направлена по почте заказным письмом (абз. 2 п. 15 ст. 89 Кодекса). В этом случае наличия подписи налогоплательщика (его представителя) на справке не требуется. Датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату.

Следует отметить, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий.

Необходимо отметить, что после составления справки сотрудники налогового органа не имеют право находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля.

4. Вопрос: Подлежат ли направлению материалы в следственные органы в порядке статьи 32 Кодекса после частичной оплаты сумм налогов, указанных в требовании?

Ответ: Согласно действующему налоговому законодательству обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также факт неуплаты налогоплательщиком указанной в требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Поскольку в соответствии с п. 3 статьи 32 Кодекса основанием для направления налоговыми органами материалов в следственные органы является факт неуплаты в полном объеме налогоплательщиком сумм недоимки, указанной в требовании, то в случае частичной уплаты сумм налогов, налоговые органы обязаны направлять материалы в следственные органы.

5. Вопрос: Возможно ли в рамках проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов, экспертиз?

Ответ: В соответствии с п. 3.1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и пп. 6 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговым органам в целях осуществления налогового контроля предоставлено право производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 92 Кодекса предусмотрено, что должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр территорий, помещений документов и предметов налогоплательщика в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Вместе с тем, согласно пункту 2 указанной статьи осмотр документов и предметов также допускается вне рамок выездной налоговой проверки, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Таким образом, должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр документов и предметов в рамках камеральной налоговой проверки, в случаях если:

1) документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

2) если владелец этих предметов дал согласие на проведение их осмотра.

Проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки Кодексом не предусмотрено.

По проведению экспертиз необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 95 Кодекса эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. Поскольку камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 Кодекса), то проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки правомерно.

6. Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогового агента документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций?

Ответ: В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с положениями главы 25 Кодекса обязанности налогового агента возникают у российской организации при выплате дивидендов российским компаниям.

На основании пункта 2 статьи 275 Кодекса для налогоплательщиков — российских организаций, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов.

Таким образом, если на день принятия решения о выплате дивидендов соблюдены условия, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, то на день выплаты налоговым агентом доходов в виде дивидендов может быть применена налоговая ставка налога на прибыль 0 процентов.

При этом, согласно пункту 3 статьи 284 Кодекса для подтверждения права на применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налог на прибыль в бюджет, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (подпункты 1, 5 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет. Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (подпункт 3 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Помимо этого, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункт 3 статьи 24 Кодекса).

Следовательно, действия налогового органа по истребованию документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 284 Кодекса, подтверждающих правомерность применения налоговым агентом налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, при проведении камеральной проверки являются правомерными.

7. Вопрос: Какой порядок назначения и проведения выездных налоговых проверок в части деятельности организаций, реорганизовавшихся в форме присоединения к проверяемому налогоплательщику до начала проверки или во время ее проведения?

Ответ: Согласно статье 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случае присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

Переход имущественных прав и обязанностей должен быть оформлен соответствующим передаточным актом.

Согласно ст. 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей.

Таким образом, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.

Если такое присоединение произошло до начала проверки, то решение о назначении выездной налоговой проверки выносится в отношении проверяемого предприятия с отдельным указанием наименований присоединившихся организаций. Если реорганизация произошла во время проведения проверки, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Читайте так же:  Порядок индексации пенсии после увольнения пенсионера

Управлениям ФНС России по субъектам РФ довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Налоговые проверки: Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (Авдеев В.В.)

Дата размещения статьи: 06.10.2015

Одной из эффективных мер налогового контроля, направленных на наполнение казны, являются выездные налоговые проверки, в рамках которых проверяются правильность исчисления и полнота уплаты налогов. Между тем в арсенале налоговой службы имеется инструмент и допроверочного контроля, способный заставить налогоплательщика заплатить полный объем своих налогов. Речь идет о комиссиях по легализации налоговой базы, создаваемых при налоговых инспекциях. Причем долгое время деятельность таких комиссий не подлежала широкой огласке, в силу чего у налогоплательщиков не было особых причин для беспокойства. В июле 2013 г. Федеральная налоговая служба выпустила Письмо N АС-4-2/12722, в котором подробно изложила принципы деятельности таких комиссий.

С учетом того, что в данном Письме названы критерии отбора налогоплательщиков, которые могут быть приглашены на такую комиссию, его содержание интересно не только налоговикам, но и налогоплательщикам.

Обратите внимание! При необходимости в состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.
При этом особо отмечено, что в рамках работы комиссии налоговики обязаны соблюдать налоговую тайну, а также нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

Обратите внимание! Стать причиной вызова на комиссию у работодателя (организации или коммерсанта) могут и данные по заработной плате сотрудников, если она ниже среднеотраслевого уровня в регионе.
Отбор таких работодателей осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц, по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший налоговый период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.
Если же заработная плата сотрудников окажется ниже регионального прожиточного минимума, то такого налогового агента на комиссию пригласят в первую очередь!

Обратите внимание! Отложить проведение комиссии налоговики могут только по уважительной причине, если таковой не имеется, то неявка налогоплательщика на комиссию чревата для него мерами административной ответственности, установленными ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для справки. Согласно указанной норме неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
— на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.

Но одним штрафом отделаться не удастся, так как при неявке на комиссию налогоплательщика пригласят «на ковер» повторно. Если и это приглашение останется без ответа, то пригласят на комиссию регионального, а после — межведомственного уровня. Если все приглашения останутся без ответа, то выездная налоговая проверка налогоплательщику обеспечена.
Учитывая это, не стоит игнорировать требования налоговиков, а явиться в налоговую инспекцию. Тем более что там налоговики не только озвучат свои претензии устно, но и выслушают ваши объяснения и причины, по которым сложилась «подозрительная». По результатам данного диалога комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных налогоплательщиком, повлекших за собой занижение налоговой базы.
В частности, налогоплательщику может быть предложено представление уточненных налоговых деклараций за предыдущие налоговые периоды, в которых рекомендуется уточнить (уменьшить) суммы убытков, удельный вес вычетов по НДС, перечислить сумму задолженности по НДФЛ с учетом сумм пени, а также принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Выполнить эти рекомендации налоговиков фирме или коммерсанту придется в течение 10 рабочих дней с момента проведения комиссии.

Обратите внимание! По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, в миграционную службу, в трудовую инспекцию и тому подобное), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.
Информацию по заработной плате налоговики могут направить на территориальном уровне — органам местного самоуправления, на региональном — органам по труду и занятости субъектов Российской Федерации и Государственной инспекции труда по субъектам Российской Федерации для принятия соответствующих мер.

После проведения комиссии налогоплательщик, «засветившийся» на комиссии, будет контролироваться налоговиками на предмет исполнения им рекомендаций комиссии.
Если результаты контроля покажут, что вызов на комиссию не дал положительных результатов, то досье налогоплательщика будет передано в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
Итак, можно сказать, что с появлением данного Письма ФНС России процедура выявления фирм и коммерсантов, скрывающих свои доходы, стала более четкой и понятной. Конечно, работа таких комиссий серьезно осложнит жизнь указанных налогоплательщиков, но тем, кто решил не играть в такие игры с государством, вызов на комиссию дает возможность привести свои налоговые обязательства в соответствие без утомительных процедур ревизий, судебных разбирательств и дополнительных финансовых потерь.

Об истребовании налоговым органом у налогоплательщика документов в связи с проведением налоговой проверки

Инспекция направила компании требование о представлении документов (информации), формат которого был неверным. Файл признан неполученным, поскольку фирма не смогла его открыть и отправить в ответ квитанцию о приеме. В этом случае налоговый орган должен передать адресату требование в бумажном виде.

Такой вывод можно сделать из анализа письма ФНС. Сходного мнения ведомство придерживалось и ранее.

[3]

Напомним, согласно НК РФ не позднее шести дней с момента, когда инспекция отправляет требование представить документы, организация обязана передать квитанцию о его приеме. Если налогоплательщик этого не сделает, операции по его счетам в банках могут быть приостановленыв десятидневный срок после истечения шести дней. Такое решение будет отменено, когда компания представит квитанцию или запрошенные документы.

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Пунктом 4 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что требования передаются налогоплательщику одним из следующих способов:

  • могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку;
  • направлены по почте заказным письмом;
  • или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] (далее — Порядок).

В соответствии с п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.

Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Имеется практика направления налоговыми органами требования о представлении документов не в формате требования в соответствии с Порядком, а в формате индивидуального письма.

Например, в отношении организации проводится выездная налоговая проверка.

Читайте так же:  Расчет налога на имущество автомобиль

15.10.2015 налоговый орган направляет налогоплательщику требование (в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в формате электронного письма) о представлении документов (информации).

05.11.2015 документы представлены налогоплательщиком.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Между тем налоговый орган считает, что налогоплательщиком нарушен срок представления документов (10 рабочих дней с момента получения требования), что послужило основанием привлечения к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление документов.

В качестве доказательства получения налогоплательщиком требования именно 15.10.2015 налоговый орган рассматривает имеющееся у него извещение о получении электронного документа, из которого видно, что организация получила данный документ 15.10.2015 (то есть когда он доставлен в виде индивидуального письма), иных доказательств получения требования налогоплательщиком у налогового органа не имеется.

Возможно ли направление налоговым органом требования в форме индивидуального письма, если у налогоплательщика отсутствует возможность сформировать квитанцию о приеме, подписанную ЭЦП? Является ли извещение о получении электронного документа надлежащим документом, подтверждающим получение налогоплательщиком требования о представлении документов (информации)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 февраля 2016 г. N ЕД-4-2/[email protected]

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу истребования налоговым органом у налогоплательщика документов в связи с проведением налоговой проверки и сообщает следующее.

На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.

В случае если порядок передачи документов прямо предусмотрен Кодексом, нормы пункта 4 статьи 31 Кодекса не применяются, в частности, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов (информации) передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 Кодекса (абзацы 2 и 3 статьи 93 Кодекса).

Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные способы передачи документов налогоплательщику.

Согласно статье 31 Кодекса формы и форматы документов, которые используются налоговыми органами при реализации ими своих полномочий, порядок их заполнения и порядок их представления в электронном виде по ТКС утверждаются ФНС России.

Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/[email protected] утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка при направлении требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по ТКС налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе.

Пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.

Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.

Требование о представлении документов (информации) в электронной форме передается налогоплательщику по ТКС в виде файла, формат которого определен приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/[email protected]

В соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Порядка требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком в случае несоответствия его утвержденному формату.

В связи с тем что в обращении отсутствует идентифицирующая информация в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которым, по Вашему мнению, налоговый орган направил требования о представлении документов (информации) с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах порядка, а также о налоговых органах, которые направили указанные требования, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

В случае предоставления указанной информации ФНС России готова рассмотреть в установленном законодательством о налогах и сборах порядке представленные материалы по существу.

Следует отметить, что на основании пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Закон N 78-ФЗ) при осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 78-ФЗ руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения.

Учитывая изложенное, Вы имеете право обратиться в УФНС России по области с целью решения вопроса о правомерности действий налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля с указанием конкретных обстоятельств предполагаемых нарушений.

Письмо фнс о налоговых проверках

ФНС России 31 октября подготовила письмо, содержащее описание нового подхода к проведению проверок бизнеса. На сайте ФНС письмо еще не опубликовано, но его можно найти в правовой системе «Гарант». Новые правила обусловлены вступлением в силу в августе поправок в Налоговый кодекс, впервые установивших признаки незаконных схем ухода от налогов. Приведение этих правил в исполнение может привести к повороту в практике взаимодействия ФНС и бизнеса, считают опрошенные РБК юристы.

До августа 2017 года в Налоговом кодексе не было прописано ясных правил, разделяющих законные и незаконные методы оптимизации налогов, а ФНС для доказательств ухода бизнеса от налогов использовала понятие необоснованной налоговой выгоды. Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в практику постановлением пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 12 октября 2006 года. Соответственно, арбитражные суды исследовали собранные налоговыми органами доказательства и определяли, насколько они соответствуют критериям, установленным ВАС.

После вступления в силу новой ст. 54.1 Налогового кодекса оставался открытым вопрос — в какой мере налоговые органы будут использовать правила, выработанные пленумом ВАС. Ответ прозвучал: в своем письме ФНС прямо указала, что правила, отраженные в постановлении пленума ВАС и развитые многолетней судебной практикой, к новым налоговым проверкам больше не применяются. Ст. 54.1 применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после вступления статьи в силу, то есть после 19 августа, а также выездных проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов, назначенных после этой даты.

Главное — реальность сделок

ФНС назвала четкие основания, при которых возможны налоговые претензии к предприятию. Главное из них — нереальность исполнения сделки контрагентом первого звена, то есть именно тем контрагентом, с которым у предприятия заключен договор. Территориальные инспекции ФНС теперь станут уделять особое внимание сбору доказательств, опровергающих реальность спорной сделки: для этого нужно, например, доказать, что обязательство по сделке исполнено другим лицом, а не тем, которое является стороной договора, или выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

Читайте так же:  Через сколько пересчитывают пенсию после увольнения

В письме также отмечается, что исполнение сделки иным лицом (не тем, с кем заключен договор) ограничивает право предприятия на учет расходов по этой сделке. Но передача исполнения обязательств по сделке не вызовет подозрений, если такая возможность изначально предусмотрена договором либо допускается законом.

«Есть определенные Гражданским кодексом РФ случаи, которые предусматривают передачу прав по сделке без согласия партнера, например цессия», — поясняет руководитель налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. Кроме того, привлечение третьих лиц можно предусмотреть заранее в договоре. Но в любом случае передача прав по сделке должна иметь ясную бизнес-цель, предупреждает юрист.

«Если на расчетный счет контрагента первого звена поступают денежные средства от продажи стройматериалов, а расходуются со счета средства на закупку постельного белья, возникают обоснованные сомнения в том, что контрагент передал исполнение по сделке надлежащему лицу. Внимание будут обращать и на условия договора. В соответствии с некоторыми договорами контрагент первого звена обязан оказать услуги лично. Это исключает передачу исполнения третьему лицу», — добавляет директор группы налоговых споров КПМГ в России и СНГ Антон Зыков.

По словам руководителя группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александра Ерасова, негативным последствием использования новых правил станет существенное увеличение сумм доначислений по налогу на прибыль. «До сих пор при реальных сделках налог на прибыль доначислялся только на сумму превышения стоимости товара по сравнению с рыночной ценой. Теперь расходы будут в полном объеме исключаться при расчете налога на прибыль», — считает Ерасов.

Налоговое ведомство подчеркивает, что в ходе проверок следует собирать доказательства умышленных действий руководителей и учредителей компании, нацеленных на уход от налогов.

Для доказательств умысла в действиях руководителей и учредителей налоговые инспекторы прежде всего должны выявить схему уклонения от налогов. Некоторые из этих схем указаны в письме ФНС. Это, в частности, «дробление» бизнеса для применения льготных налоговых режимов малого бизнеса и использование трансграничных операций с применением «транзитных» компаний.

[2]

Данный перечень не является исчерпывающим. «В зависимости от характера хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также конкретных обстоятельств осуществляемых им операций (сделок) налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий могут устанавливаться иные обстоятельства», — предупреждает партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

«Если налоговый орган сможет доказать умысел в действиях налогоплательщика, то сумма штрафа будет рассчитываться исходя из 40% от суммы неуплаченных налогов. Это существенный минус для бизнеса», — полагает Леоненкова. При неуплате налога вследствие ошибки размер штрафа в два раза меньше (20%), напоминает она.

Хорошая новость — в письме указано, что участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством незаконной схемы. Ранее ФНС придерживалась мнения, что участие в сделке аффилированных лиц является важным доказательством ее незаконности. По мнению Агабаляна, если этот подход будет реализован на практике, то произойдет поворот в практике взаимодействия налоговых органов и бизнеса. Участие аффилированных лиц в числе контрагентов до сих пор практически всегда рассматривалось налоговиками как «отягчающее обстоятельство».

Доказывая умысел на неуплату налога, инспекции опирались в основном на аффилированность организаций, участвующих в сделках, подтверждает Зыков. Но проблема заключается в том, что при определении круга аффилированных лиц налоговые органы иногда выходили далеко за пределы закона. Это приводило к штрафам даже в тех случаях, когда у сделки была ясно обозначена деловая цель. «В нашей практике был случай, когда контрагенты были признаны аффилированными на том лишь основании, что ранее между ними были заключены долгосрочные договоры займа и договоры аренды», — рассказывает Зыков. Отказ от такой практики положительно повлияет на взаимодействие бизнеса и налоговых органов, считает юрист.

Как будут проверять налогоплательщиков: новые рекомендации ФНС

Зачем понадобились рекомендации

Доказать факт виновного уклонения от уплаты налогов бывает непросто. Подобные действия, как правило, тщательно маскируются и в их совершении бывает задействовано множество подставных лиц. Распутать всю цепочку удается не всегда. Действия проверяющих носят несистемный характер, а результаты проверок оформляются не должным образом.

Между тем, раскрытие таких действий и привлечение виновных лиц к ответственности имеет большое практическое значение. Во-первых, это помогает избавляться от нечистых на руку компаний и руководителей. Успешны будут те, кто правильно выстроил бизнес-процессы, а не те, кто не боится обманывать государство. Во-вторых, позволяет пополнять бюджет. Так, если невиновная неуплата налога влечет штраф в размере 20% от суммы долга, то за умысел виновные лица платят штраф в размере 40% от величины неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

В связи с этим ФНС рассказала, чем отличается умышленная неуплата налогов (применение незаконных схем) от невиновной (арифметическая ошибка), как необходимо проводить проверки налогоплательщиков, и каким образом оформлять их результаты.

Кроме того, в приложении к рекомендациям приводится перечень вопросов, которые станут задавать инспекторы в руководителям компаний и сотрудникам для установления умысла на уход от уплаты налогов. Рекомендуем ознакомиться с этими вопросами, чтобы встретить возможную проверку во всеоружии.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. ФНС РФ подготовила методические рекомендации по проверке налогоплательщиков, которые вызывают у контролирующих органов подозрения в умышленном уклонении от уплаты налогов. Рекомендации предназначены как для налоговых инспекторов, так и следователей, которые ведут разработку злостных неплательщиков.

2. Проверка начнется с установления признаков подозрительных с точки зрения НК РФ сделок. На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу и стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы.

3. Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

4. Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки.

5. Виновность действий не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны будут детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения.

6. Инспекторам теперь рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, легко воспринимаемыми фразами. Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.

Подозрительные сделки и их признаки

Проверка начнется с установления признаков подозрительных с точки зрения НК РФ сделок.

На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу и стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы.

О подозрительности сделки будут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • отсутствие у контрагента основных средств, материальных активов, сотрудников и специалистов, которые могут оказать спорные услуги, выполнить работы, или поставить товар;
  • регистрация контрагента после совершения сделки;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах учета.
Читайте так же:  Открыть счет на ребенка для перечисления алиментов

Если какие-то признаки подтверждаются, далее нужно будет собрать доказательства того, что действия налогоплательщика и его контрагентов носили согласованный характер.

Например, в делах, где замешаны фирмы-однодневки, потребуется доказать, что руководство компании непосредственно участвовало в деятельности таких организаций и оказывало воздействий на принятие ими решений.

Связь с однодневками

В рекомендациях ФНС приводит сразу несколько признаков того, что организация сотрудничает с однодневками в целях получения незаконной налоговой выгоды. В частности, об этом будет свидетельствовать сложный, запутанный и повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы.

Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.

ФНС рекомендует при установлении признаков сотрудничества с однодневками незамедлительно информировать об этом следственные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Окончательные сомнения в добросовестности плательщика будут развеяны в ходе осмотра/обыска офисов и опроса/допроса сотрудников. При этом осмотры помещений будут проводить с привлечением IT-специалистов, которые смогут не допустить уничтожения улик на цифровых носителях.

К прямым уликам противоправной деятельности относят, в частности, наличие «черной» бухгалтерии, обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории.

Кроме того, в качестве отягчающего обстоятельства налоговикам рекомендуют трактовать обнаружение в офисах дебетовых карт. Карты, по мнению налоговиков, — лишнее свидетельство того, что налогоплательщик занимается незаконным обналичиванием средств.

Наличие вышеуказанных обстоятельств имеет реальную перспективу для привлечения к ответственности. Останется только доказать наличие умысла на реализацию незаконной налоговой схемы.

Как будут доказывать вину

Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки. В качестве доказательств могут быть использованы вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов. В то же самое время ФНС не допускает в целях установления виновности, в том числе наличия умысла, назначения экспертизы.

Вину организаций будут доказывать через вину их должностных лиц. В первую очередь – директора и главного бухгалтера. Если будет установлено, что эти сотрудники имели умысел на неуплату налогов, автоматически будет установлена вина самой организации. При этом организация несет ответственность исключительно за действия именно должностных лиц, а не рядовых сотрудников.

Налоговики должны будут подтвердить, что сотрудник имел полномочия на подписание документов и принятие решений, которые повлекли неуплату налогов. Для этого чиновники должны будут проверить несколько документов: штатное расписание и приказы о назначении на должность. За действия, скажем, менеджеров или секретарей компании ответственности не несут. Поэтому, если будет установлено, что виновный сотрудник не был уполномочен на совершение действий, влекущих налоговые последствия, организация ответственности не понесет.

Но такие случаи носят характер исключения. В основном в спорных делах фигурируют именно уполномоченные на совершение юридически значимых действий сотрудники (директоры и главбухи), которые действуют с вполне понятным умыслом (незаконная оптимизация налогообложения).

Поэтому ФНС рекомендует инспекторам и следователям крайне скептически относиться к разного рода стандартным отговоркам, таким, например, как:

  • неосведомленность директора о фиктивном характере документов, использованных для уменьшения налоговой базы;
  • заблуждение, обусловленное доверием главному бухгалтеру или иному лицу, ответственному за подготовку налоговых деклараций;
  • исполнение роли номинального руководителя, введенного в заблуждение «теневым» руководителем, фактически контролировавшим деятельность организации;
  • исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя организации.

Если в ходе проверки будет установлена совокупность обстоятельств, которые свидетельствуют об умысле на неуплату налогов, подобные отговорки не сработают. Не сработает и имитация проявления должной осмотрительности, когда организации заблаговременно направляют в госорганы запросы на сбор информации о контрагентах. Налоговики хорошо знакомы с такими уловками и не придают им серьезного значения.

Одновременно ФНС обращает внимание, что виновность действий не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны будут детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения. В противном случае дело не будет иметь перспектив в суде.

Изменение стиля налоговых актов на более «агрессивный»

Отдельное место в рекомендациях занимают требования к стилю написания и составления налоговых актов. ФНС отмечает, что налоговики могут собрать все необходимые доказательства по делу, но оно может с легкостью рассыпаться в суде.

Банальная причина – использование налоговиками невнятных формулировок, из которых непонятно, идет ли речь об умышленной неуплате налога или же неумышленной. В ФНС полагают, что инспекторы недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию деяния налогоплательщика как умышленного.

В связи с этим инспекторам рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, легко воспринимаемыми фразами. Выводы в отношении налогоплательщика должны излагаться точным и строгим языком, отличаться определенностью, четкостью стиля и постоянством терминологии, сопровождаться иллюстративным материалом (схемами).

Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.

При этом налоговикам поручено ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса.

Таким образом, ФНС довольно детально описала алгоритм действий налоговиков при проведении проверок. Налогоплательщикам остается только принять во внимание эти рекомендации, чтобы лишний раз не привлекать внимания фискалов, а тем более следователей.

Сервисы 1С, которые могут помочь избежать претензий налоговиков при проверках

Быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.

Оценка надежности и мониторинг контрагентов в программах 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и минимизации налоговых рисков.

Самый полный информационный ресурс для людей, которые работают с программами «1С» — справочники, методики, руководства, консультации по программам и законодательству.

[1]

Быстрая и удобная подготовка и отправка регламентированной отчетности прямо из программ «1С», а также поддержка других видов электронного документооборота с контролирующими органами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автоматическая сверка счетов-фактур с контрагентами непосредственно в программе 1С в любое удобное время – как в процессе ведения учета, так и перед отправкой декларации в ФНС.

Источники


  1. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  3. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
Письмо фнс о налоговых проверках
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here